Про поход на пещеру Дэвов

Доставляющая история о том, как мы были в пещере на высоте в 2 тысячи метров и не обнаружили там дэвов, хотя по названию вроде должны были. И о том как там, где есть крокодил не оказалось воды. А еще про закаты, мозоли и как автор — гостья из Балканабата потерялась на автобусной остановке, но была спасена.

«Дим, вы где?» — вопрошала я в телефон, стоя посреди автобусной стоянки у Текинского базара ранним утром 4 октября 2014.

«Да мы тут, в 45-м автобусе, на углу стоянки» — отозвалось из трубки.

Что за география такая, тут автобусов куча, все друг друга загораживают, ездят туда-сюда, а стоянка разделена забором надвое, и углов у нее получается целых 8!!!

Все, я потерялась!!! Верчусь в разные стороны, активирую интуицию, пытаясь угадать, какой угол мой. И… натыкаюсь на Кирилла. Он, улыбаясь: «А мы тебя потеряли». Уффф «А я вас тоже».

45-й стоит в противоречащем моей интуиции углу. Входим, и вот она, куча огромнющих рюкзаков у задних сидений, обещающая путешествия и приключения. И мои спутники на ближайшие 4 дня:

• Дима Кунташов
  • Елена Евграфова
  • Максим Федько
  • Кирилл Шошенов
  • Сергей Доронин
  • Шохрат Джумадов

Спустя минуту отправляемся в точку отсчета нашего путешествия: 7-й км Нижнего Чули.

Прибываем на место, и тут обнаруживаются добавочные спутники: трое суровых мужчин с очень небольшими рюкзаками – туристы, желающие увидеть пещеру. И еще люди по имени Сердар, Олег и Инна. Итого нас 13. Да-а. Какое многообещающее начало.

И вот мы пошли. Хочу сказать, что за тот день мы прошли очень значительное расстояние. В принципе, перепады в рельефе были небольшими, подъемы нечастые. В пути мы сделали остановку на мятной поляне, чтобы осмотреть родник. Но воды там не было. Зато на поляне Дима нашел грибы. В первый раз в жизни я собирала грибы. Три найденных гриба вызвали у меня объем восторга, значительно превышающий их КПД. Также выдающимся нашим грибным добытчиком стал Шохрат. В общем мы их насобирали чуть больше полкило. Короткий отдых, и мы продолжаем путь.

Про поход на пещеру Дэвов
Проходим через родник Бахчи-сув, и пополняем запасы воды. Теперь до самой пещеры родники не предвидятся, так как Дима предполагает, что в лежащем впереди роднике Ат-сув воды не будет. Двигаемся дальше. В пути ощущаю, что на стопах набиваются мозоли. Ну это прям моя фишка становится – калечить хоть как-нибудь ноги в походах. Надеваю дополнительные носки, чтоб нога не «ездила» внутри обуви, но что-то мало это помогло.

После родника Бахчи-сув крутой подъем и спуск по сыпучке перевала Нихт вобла. Приходим на родник Ат-сув. По сравнению с прошлогодней картиной рая для Божьих птичек то, что мы увидели сегодня – зрелище просто плачевное. Родник совершенно высох. Произошло то, что в прошлом году стало бы для нас кошмаром, да-да, мы пили зеленую воду из большущей лужи. Пили, еще и радовались. Конечно, прокипятили ее и заварили чай предварительно.

А потом мы опять шли и шли, и шли… Надо сказать, что процессе ходьбы наша группа значительно растягивалась по тропе. Первыми летели к цели туристы с облегченными версиями рюкзаков. В середине шли люди с рюкзаками, содержащими необходимое на 4 дня похода. А замыкающим поневоле стал Олег, у которого всю дорогу болело колено. И вот мы шли-шли, останавливались, ждали, когда подтянется вся группа, отдыхали и двигались дальше. Планировали дойти за день, но к закату подошли лишь к ущелью Цирк. Посовещавшись, решили не рисковать и не растягиваться в темноте, а расположиться на ночевку в ущелье Цирк у самого подъема в пещеру.

Про поход на пещеру Дэвов
Сумерек в ущелье практически не было, резко стемнело и стало холодно. Разбили лагерь, Шохрат проявил свои незаурядные поварские способности: приготовленный им суп с грибами был просто объеденческим. Лагерь мы разбили посреди кустарника и ощущение было такое, как будто мы поселились в лесу, в куще деревьев, на ковре опавших листьев.

Ночью мы с Максимом любовались звездами. Удивительно, что человек 15-и лет имеет такую поэтичную душу, восприимчивую к красоте природы. Зрелище действительно было восхитительным. Небо выглядело так, будто на него щедро просыпали мерцающую пыль с крупными блестками. Звездами было усыпано все небо, крупные и мелкие, они сказочно сияли. Небесные явления в этом походе вообще были исключительны по своей красоте, но о них расскажу позже.

Наутро последовал подъем. Поднимались мы около двух часов, на середине подъема остановились на отдых, и осмотрели мелкий родник, находящийся немного в отдалении от местечка под названием Древняя стоянка (в древности на этом месте жили люди. Там остались даже глиняные черепки древней посуды). Вода в нем понемножку капала, и это вселило в нас уверенность, что в пещере вода тоже есть. Отдохнув, мы двинулись дальше и успешно достигли пункт назначения – пещера Дэвов. Правда, перед самой пещерой было препятствие не для слабонервных в виде узкой полочки с крутым спуском, но никого из нашей группы это не остановило.

Про поход на пещеру Дэвов
Надо сказать, что самой пещере предшествует огромный грот, с живописно разбросанными рукой природы валунами. По внешнему краю грота выложена стена из камней, защищающая жильцов пещеры от ветра. В ближнем ко входу углу грота – ровная площадка с «кухней», в дальнем углу – вход в саму пещеру.

По прибытии все занялись делами: Дима и Шохрат сопроводили туристов в пещеру, а затем пошли их провожать, показывая тропу в город. Женщины в лице Елены и Инны кашеварили, а мы с Кириллом и Максимом отправились на поиски дров. Необходимо отметить помощь Олега и Сердара, с беспокойством наблюдавших за тем, чтоб я не свалилась ненароком с сыпухи, и доставлявших собранные мною ветки в «дом». Но все мои, Кирилла и Максима ветки оказались ничем перед бревном, которое притащил Сережа, невесть откуда, но наверняка из очень далеко. Показал настоящий мастер-класс по сбору дров.

Расположившись и наладив быт, сделав все хозяйственные дела, в ожидании обеда мы осознали, что заняться просто больше нечем. Вот что случается, когда не надо далеко и долго идти. Не знаешь куда себя деть. Вот я и решила пойти-таки посмотреть, что ж там в пещере (по опыту Максима и Кирилла я знала точно лишь одно: там есть летучие мыши, которые метают свой помет на головы посетителей. Теперь понятно, почему я с порога в пещеру не побежала?).

В пещеру мы пошли с Олегом и Сердаром. Сердар, как и я, был в пещере в первый раз. Через узкий проход, в котором нужно было практически сложиться в два раза, мы прошли в широкий зал, наполненный писком летучих мышей. К счастью, через участок, насыщенный мышиной артиллерией, мы прошли успешно и не были подвержены обстрелу со стороны коренного населения пещеры. Олег проверял степень набираемости воды в капельницах (под каплями воды, стекающими с потолка, натянута полиэтиленовая пленка, и вода стекает с пленки в емкости, таких там две), и повествовал о том, что когда-то пещера была выше и длиннее. Но вследствие землетрясений ее завалило. Также он рассказал о том, что в этом зале имеются два узких лаза, через которые можно пройти в другие залы пещеры. В других залах пещеры есть надписи на стенах, оставленные жителями той самой Древней стоянки, которые прятались в пещере Дэва от набегов недругов.

Про поход на пещеру Дэвов
Я бывала пару раз в пещерах, но именно в этой я стала жертвой клаустрофобии. Темень, писк мышиный, склизкий пол, сырость, ничего лучше не трогать, и аккуратно наступать, потому что все ненадежное и скользкое, так как мыши оставляют везде следы своей жизнедеятельности. Поэтому я не стала претендовать на дополнительные острые ощущения, и с радостью выбралась наружу.

Проводив туристов, вернулись Дима и Шохрат, мы пообедали и отдыхали после подъема, все же он был очень крутым.

А потом был закат. Пещера находится на высоте почти 2000 метров, и рельеф далеко внизу кажется почти ровным. На переднем плане – ущелье Цирк, за ним – пейзаж из бескрайних холмов. И над всем этим великолепный закат. Увидев такое, я вышла из грота, нашла нишу, села в нее и затаила дыхание. Я даже не могу подобрать слов для описания увиденного. Глядя на это, мой русский язык не может вымолвить ни слова, а просто плачет и молча смотрит, ловя каждое мгновение угасающего солнца.

Ночью было холодновато, и воздадим хвалу терпению Сережи, к которому я постоянно придвигалась, спихивая его тем самым на холодные камни.

Утром подсчитали наши запасы воды — 4,5 литра, которые накапали за ночь из обоих родников пещеры. Инна и Шохрат покинули группу и пошли в город. Оставшиеся 8 наисуровейших альпинистов позавтракали, выпили чаю, и вышли в путь на Лисью тропу, узкую и ужасно сыпучую. Значительная часть подъема по щебенке. Преодолев ее, мы передохнули, прошли оставшуюся часть подъема и вот – плато Душака, на которое мы поднимались в прошлом году с другой стороны, держа путь на КСС. Сколько не буду там ходить, ощущения никогда не изменятся. Город где-то там, далеко. Арчовый аромат. И горы. В которых человек равен сам себе. Ни больше себя и не меньше себя, такой, какой есть.

И снова путь. Теперь спуск через Золотые ворота, в ущелье Юркино на «Крокодил». На привале перед выходом на плато выпили последнюю воду. В пути Дима и Сережа высказали предположение о том, что на «Крокодиле» может и не быть воды, несмотря на то, что там в большой колдобине обычно всегда вода есть. Решили в случае отсутствия воды идти на Нулевой родник. Что касается меня, мне было все равно, куда идти, с водой или без воды, жажды я пока не испытывала, «все дойдут и я дойду» решила я.

Спускались мы несколько часов. Когда подошли к спуску на «Крокодил», я даже узнавала местность. Узнала камень, на котором в прошлом году фотографировала ребят в походе. Что-то в голове остается, приятно. Сидя у этого самого камня с Максимом и Кириллом, старалась их взбодрить шутками, на что получила ответ флегматичного всегда Кирилла: «Ты такая активная, аж бесит. Все пить хотят, а в тебе откуда силы».

Не было воды на «Крокодиле». Была черная жижа в колдобине. Дима с Сережей ее процедили через Сережину майку. Майка после это стала, наверное, зоопарком всяких микроорганизмов. Прокипятили, кинули побольше заварки, пили, стараясь не вдыхать запах, и радовались, что стаканы непрозрачные. Чуть позже Дима достал спрятанную им год назад баклажку воды. Запили чаем из этой воды, и определили новый пункт назначения — Нулевой родник, исток речки Чулинка.

Про поход на пещеру Дэвов
Пройдя некоторое расстояние от «Крокодила» по Языковому ущелью, мы услышали крики, адресованные нам с соседнего холма. Это были Тимур Дурдыев и Саша Шабан, которые узнали от предыдущих посетителей о засухе на «Крокодиле», и несли туда для нас 12 литров воды. На тот момент для меня этому подвигу не было равных. Но мы решили продолжить спуск к роднику, так как 12 литров было бы недостаточно для 8 не пивших воды почти целый день людей.

Спускались несколько часов, и оказалось, что Нулевой родник находится практически у самого шоссе. Мозоли мои рыдали. Да так, что около километра в конце пути я прошла босиком, несмотря на спустившуюся темноту.

И вот он долгожданный лагерь в Чули. Поужинали, но несмотря на усталость, спать не хотелось. Не хотелось, чтоб заканчивался поход, и не верилось, что мы прошли все это расстояние. Мы еще долго не расходились, вспоминая и шутя на тему забавных случаев пройденных дней.

А в небе среди вершин ущелья, на радость Максиму, висела круглейшая и ярчайшая луна. Кто знает, сколько раз еще позовут нас в путь луны, горы и закаты. Сколько раз еще соберем мы рюкзаки, и пойдем вновь в поисках манящей высоты. Но такой закат, как в этот раз пещере, не повторится уже нигде и никогда.

Дарья ЧИКАИДЗЕ

Фото: Дмитрий КУНТАШОВ, Максим ФЕДЬКО

1 комментарий к “Про поход на пещеру Дэвов”

1. Умница Дарья! Красиво всё описала, я прям читал не отрываясь будто с вами прошёл этот весь путь. Знаю все эти места и посчастливилось быть в пещере Дэвов — удивительное место!

Продолжай описывать свои походы!