Первое зимнее восхождение на пик Айрыбаба в 1998 году

Много лет альпинисты мечтали совершить зимнее восхождение на высшую точку Туркменистана – вершину Айры-баба (3139 м) на Кугитангском хребте в Чаршангинском этрапе. Но по разным причинам это не удавалось.

И вот в конце прошлого 1997 года ребята решили во что бы то ни стало подняться зимой на вершину. Их поддержали Ашхабадский хякимлик, федерация альпинизма и туризма страны. Большую работу провел президент клуба гид-переводчик Гочмурад Кутлыев.

Словом, начали появляться спонсоры. Ведь занятие альпинизмом – дело достаточно дорогое. Нужны спецоборудование, спецобувь, ледорубы, палатки, веревки, примусы, спецпайки и т. д. И все это достаточно компактное, ведь все приходится нести на себе.

В автобусе группа часов за 12 с редкими остановками доехала ранним утром до Чарджоу. Готовилось гораздо больше народу, но окончательный список экспедиции таков: Гочмурад Кутлыев, Маргарита Иевлева, врач Андрей Попель, Арслан Чарыев, Игорь Попов, Нураман Нурджанов, Алексей Смирнов, Виктор Вязьмин, Курбан Пирмедов, Азат Оразов, Иван Аношкин, Вадим Соболев, Алина Пестова и Валентин Копысов.

В Чарджоу экспедицию встретил председатель управления «Лебапсыяхат» Байрам Долыев, который в дальнейшем сопровождал альпинистов. Автобус довез спортсменов до переправы через Амударью в Керки. Ребята после проверки документов перебрались в Керкичи, где их ждал уже знакомый по тренировочным сборам небольшой автобус с водителем Бекназаром Дурдыевым – верным товарищем. Доехали до Чаршанги и далее – до Кукитангского заповедника, где ждал его директор Айтуган Имамов, к слову, бывший спортсмен, борец, мастер спорта. Он довел группу до ущелья Дарай–Дарай и показал, как лучше добраться наверх.

Не останавливаясь, спортсмены пошли в гору. Всего-то нужно было пройти километров восемь. Но вверх, да у каждого за плечами рюкзаки килограммов по 30-35, в руках ледоруб. И вдобавок пять пластиковых 30 — литровых бочек с продовольствием, водой, которые несли по очереди. С таким грузом и по прямому пути упаришься. А тут – в гору.

В сумерках они подошли к хижине. Там неподалеку мазар, место называется Халпа–баба и считается священным. Поднялся сильный ветер, и старая, полуразвалившаяся хижина была очень кстати. К слову, ребята по дороге, до снежного барьера видели и сфотографировали цветущие желтый шафран и ветреницу, которую часто называют подснежником.

Рано утром в спешке на один из примусов поставили тунче, куда вместо воды случайно залили запас медицинского спирта… К счастью, все удалось быстро загасить и никто не пострадал. Второпях выпив чаю, спортсмены отправились на вершину. До снеговой зоны шли все. На ее границе разделились: у предвершинного гребня осталась группа обеспечения, а штурмовая, связавшись веревкой, двинулась наверх. Через несколько часов, несмотря на резко портящуюся погоду, разыгравшуюся пургу, Чарыев, Пирмедов, Попов, Соболев и Вязьмин добрались до высшей точки Туркменистана. Порывы ветра не позволили сфотографировать флаг, вырывая его из рук и грозя изорвать в клочья. А вот с барельефом Сапармурата Туркменбаши, улучив минуту затишья, альпинисты сфотографировались, а затем укрепили его на вершине.

Быстро надвигалась мгла, пора было спешить. К ночи группа спустилась к хижине, переночевала, а утром вышла к ущелью Дарай–Дарай, где их поджидал водитель автобуса Бекназар. Правда, спускаться в ущелье было очень непросто, ибо плотный туман, снег, казалось, старались преградить путь смельчакам. По счастью, все обошлось благополучно. И часов через пять спуска они добрались до дома директора заповедника Айтугана-ага, который вкусно накормил их, устроил на ночлег. Наутро вновь снег, гололед. С большим трудом, нередко толкая автобус, добрались до станции Амударья. Автомобильное движение было запрещено из-за сильного гололеда и снега.

Со станции группа отправилась в Чарджоу поездом, откуда ребята автобусом добрались домой в Ашхабад.

Р.ПАСЕВЬЕВ

газета «Нейтральный Туркменистан» 12.02.1998



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *