Много лет наши альпинисты мечтали совершить такое зимнее восхождение на высшую точку Туркменистана – вершину Айры-баба (3139 м) на Кугитангском хребте в Чаршангинском этрапе. Но по разным причинам это не удавалось, хотя в клубе есть спортсмены, которые поднимались в прежние годы на более сложные вершины. Главным препятствием было не отсутствие опыта, а недостаток средств.
И вот в конце прошлого года ребята порешили во что бы то ни стало подняться зимой на вершину и сделать это в честь Дня Государственного флага. Нас поддержали Ашхабадский хякимлик, затем федерация альпинизма и туризма страны. Большую работу провел президент клуба гид-переводчик Гочмурад Кутлыев. Сыграла свою роль и публикация в газетах сообщения о предстоящей экспедиции.
Словом, начали появляться спонсоры. Ведь занятие альпинизмом – дело достаточно дорогое. Нужны спецоборудование, спецобувь, ледорубы, палатки, веревки, примусы, спецпайки и т. д. И все это достаточно компактное, ведь все приходится нести на себе.
И вот фирма «Туркмен – Бешир» прислала из Чарджоу автобус для тренировочных сборов в ущельях Копетдага на две недели (спортсмены, не оставляя основной работы, выбирали время для поездки на тренировки). Фирма «Фаряп Туркмен экспресс» предложила на своем автобусе доставить экспедицию и снаряжение из Ашхабада в Керки и обратно. Художественно – производственная фирма «Нусга – Джахан» взялась выполнить барельеф Президента Сапармурата Туркменбаши для подъема и установки на вершине. Фирма «Пак Туркмен Асоти эйтс» обеспечила спортсменов спецобувью. Свою лепту внесли в организацию экспедиции фирмы «Джаханкешде», «Лятиф», «Арбат лимитед» и Молодежная лига России.
И вот экспедиция состоялась. К сожалению, из-за болезни я не смог принять в ней участие. И по прибытии друзей расспросил их обо всем, что было на пути к вершине.
В комфортабельном автобусе «Мерседес» с телевизором, теплым салоном, с мягкими уютными креслами группа часов за 12 с редкими остановками доехала ранним утром до Чарджоу. Готовилось гораздо больше народу, но окончательный список экспедиции таков: президент клуба Гочмурад Кутлыев, секретарь клуба Маргарита Иевлева, врач Андрей Попель, монтажники-высотники Арслан Чарыев, Игорь Попов, Нураман Нурджанов, радиотехник Алексей Смирнов, строитель Виктор Вязьмин, ветеран туркменского альпинизма (насчитывающего, кстати, три десятилетия), старший научный сотрудник Института химии, кандидат химических наук Курбан Пирмедов, директор благотворительной фирмы «Патриот», Азат Оразов, бурильщик Иван Аношкин, самый молодой спортсмен, учащийся ПТУ Вадим Соболев, работница коммерческой фирмы Алина Пестова и прикомандированный в последний момент к альпинистам сотрудник страховой компании Валентин Николаевич Копысов, который, как рассказали ребята, несмотря на отсутствие альпинистского опыта, держался вполне мужественно и поднялся достаточно высоко.
В Чарджоу экспедицию встретил председатель управления «Лебапсыяхат» Байрам Долыев, который в дальнейшем сопровождал альпинистов и помогал им в решении организационных вопросов. Автобус довез спортсменов до переправы через Амударью в Керки. Ребята после проверки документов перебрались в Керкичи, где их ждал уже знакомый по тренировочным сборам небольшой автобус с водителем Бекназаром Дурдыевым – верным товарищем. Доехали до Чаршанги и далее – до Кукитангского заповедника, где ждал его директор Айтуган Имамов, к слову, бывший спортсмен, борец, мастер спорта. Он довел группу до ущелья Дарай–Дарай и показал, как лучше добраться наверх.
Не останавливаясь, спортсмены пошли в гору. Всего-то нужно было пройти километров восемь. Но вверх, да у каждого за плечами рюкзаки килограммов по 30-35, в руках ледоруб. И вдобавок пять пластиковых 30 — литровых бочек с продовольствием, водой, которые несли по очереди. С таким грузом и по прямому пути упаришься. А тут – в гору.
В сумерках они подошли к хижине. Там неподалеку мазар, место называется Халпа–баба и считается священным. Поднялся сильный ветер, и старая, полуразвалившаяся хижина была очень кстати. К слову, ребята по дороге, до снежного барьера видели и сфотографировали цветущие желтый шафран и ветреницу, которую часто называют подснежником.
Рано утром в спешке на один из примусов поставили тунче, куда вместо воды случайно залили запас медицинского спирта… К счастью, все удалось быстро загасить и никто не пострадал. Второпях выпив чаю, спортсмены отправились на вершину. До снеговой зоны шли все. На ее границе разделились: у предвершинного гребня осталась группа обеспечения, а штурмовая, связавшись веревкой, двинулась наверх. Через несколько часов, несмотря на резко портящуюся погоду, разыгравшуюся пургу, Чарыев, Пирмедов, Попов, Соболев и Вязьмин добрались до высшей точки Туркменистана. Порывы ветра не позволили сфотографировать флаг, вырывая его из рук и грозя изорвать в клочья. А вот с барельефом Сапармурата Туркменбаши, улучив минуту затишья, альпинисты сфотографировались, а затем укрепили его на вершине.
Быстро надвигалась мгла, пора было спешить. К ночи группа спустилась к хижине, переночевала, а утром вышла к ущелью Дарай–Дарай, где их поджидал верный водитель автобуса Бекназар. Правда, спускаться в ущелье было очень непросто, ибо плотный туман, снег, казалось, старались преградить путь смельчакам. По счастью, все обошлось благополучно. И часов через пять спуска они добрались до дома директора заповедника Айтугана-ага, который вкусно накормил их, устроил на ночлег. Наутро вновь снег, гололед. С большим трудом, нередко толкая автобус, добрались до станции Амударья. Автомобильное движение было запрещено из-за сильного гололеда и снега.
На станции альпинисты попали в добрые руки заместителя хякима Чаршангинского этрапа Гульнары Ялкаповой, которая позаботилась и о питании, и об отдыхе, и об отправке группы в Чарджоу поездом, откуда ребята уже добрались домой в Ашхабад автобусом спонсорской фирмы «Фаряп Туркмен экспресс». Все было организованно так четко – спасибо всем помощникам, — что пятидневную непростую экспедицию провели отлично.
Р.ПАСЕВЬЕВ
газета «Нейтральный Туркменистан» 12.02.1998