Наугад к Узюмсу: на родник по рассказам

На роднике Узюмсу к северу от горы Душакэрекдаг в Копетдаге мы до того не бывали. Слышали об этом источнике от других. По рассказам искали и проход между холмов-баиров, куда нужно сворачивать из Чулинского ущелья.

Перед такой переправой надо проверить шнурки и обувь

Перед этим перешли речку Чулинку. Долго искать переправу было лень. Перебираться вброд тоже. Поэтому перешли речку по первому найденому стволу упавшего дерева.

Вечерело, хотя в конце мая день длинный, много времени у нас не было. Поэтому и выбрали Узюмсу. Местоположение его нам пока неизвестно, но находится недалеко. До того, как стемнеет, должны успеть.

Ищем нужный поворот на Узюмсу

Настоение хорошее. Закатное солнце все красило в золото. Но все и так было желтозолотым. К концу мая солнце иссушило ковер злаков. Среди них заметнее казались кустики полыни. А кусты гребенщика-тамариска обильно цвели. Под ним на дне дола подземной рекой текли от Душака к Чулинке грунтовые воды. Недавно они были весенними дождями.

Цвел гренбенщик

С описанием пути совпадало все — влажное русло широкого дола, поросшее гребенщиком, и роднички, и кошары. Над холмами каменной стеной поднимался обрывистый северный склон горы Душакэрикдаг. К одному из распадков у подножия горы мы и стремились.

Солнце уже иссушило всю растительность и к концу весны ландшафт напоминал просто лунный пейзаж. Только голубое небо над нами возвращало в реальность — мы на Земле. А ведь еще с месяц назад все здесь было изумрудно-зеленым и расцвечено красными огоньками маков и тюльпанов.

За нами бдительно следила пара пастушьих псов — алабаев, изредка сообщая о себе отрывистым лаем. Они усердно исполняли запрограммированный протокол охраны отары овец, вероятно пасшейся неподалеку.

Пастушьи собаки

Мы, не обращая на собак особого внимания — работа у них такая, считали повороты. Нужно было свернуть к правильному, впадающему в дол, распадку. У его начала, под самой горой нас ждал родник Узюмсу. Ошибаться нельзя, а то промахнемся, окажемся в ночи и придется ночевать на голом склоне с небольшим запасом воды.

Черепаха, которую встретили, тоже выглядела какой-то потерянной. Ей скоро опять в спячку, теперь летнюю, чтобы пережить зной. Возможно, над эти и раздумывала.

Первое дерево, или второе

Появились первые деревья. Их зеленая крона резко контрастировала с окружающим ландшафтом. А длинные корни уходили в недра склонов и каменных осыпей, находя там вожделенную воду.

Роща у родника Узюмсу
Та самая роща

Мы всматривались в каждую группу деревьев, думая, а не это ли родник Узюмсу. Поднимались выше на склон, чтобы лучше рассмотреть, где он может находиться.

Нашли Узюмсув!

Родник Узюмсу
Родник Узюмсу

Под сенью рощи увидели две пластиковые трубки, торчащие из склона. Из них стекала вода. Родник! Неужели нашли Узюмсу? Мы понятия не имели, как он выглядит. Может другой? Ведь под северным склоном Душака родников несколько.

Звоним Дарье Чикаидзе. Ей доводилось здесь бывать. Говорит, да, две трубы это то самое. Мы нашли Узюмсу!

Подножие северного Душака уже достаточно высоко. Отсюда открывается интересный вид на соседнюю гору Маркоу, торчащую над холмами. С такого ракурса мы видели ее нечасто.

И на сухой дол, откуда мы пришли к роднику. Отсюда среди безжизненных склонов шло вниз безводное русло. Оно наполнялось лишь в сильные весенние дожди.

Самое красивое зрелище — поднимающася над нами с юга стена горы Душак. Могучие крутые скалы, гигантские осыпи. По ним нам как-то доводилось спускаться по необычному маршруту: засидка «Шалаш» — родник Бахчису, недалеко отсюда. Горы манили, было жаль, что в этот раз на них не полезем.

Узюмсу — оазис у подножия горы Душак

Но и здесь было уютно. Зеленые деревья окружили источник. Склоны вокруг сплошь цвели свечками эремурусов. Все стремительно накрывала ночная мгла, а мы радовались, что успели дойти, найти родник вовремя.

Оазис вокруг Узюмсу
Оазис вокруг Узюмсу

Ночью горы выглядят особенно эффектно и загадочно. Попытки передать эту красоту закончились вот таким кадром. Ну хоть цветонос эремуруса и кусты полыни на нем можно разглядеть — уже удача.

«Эффектный» ночной кадр

Ранний подъм, чтобы не идти в жару

Проснуться решили пораньше. Солнце тоже встает рано. А обратный путь по сухим предгорьям лучше по утренней прохладе пробежать. Тени там нет, а чем выше светило на небосводе, тем усердней оно нас обдаст зноем.

Получилось лучше рассмотреть рощу у родника. Среди голых склонов она смотрелась жизнерадостным зеленым пятном. Где вода — там оазис. Несмотря на название Узюмсу (узюм — виноград, сув — вода), плети винограда нам в глаза не бросились. Наверное, плохо искали.

А вот цветы эремуруса крупным планом. К концу лета розетка зеленых мясистых листьев теряет краски и начинает подсыхать. Зато растение вбрасывает длинные цветоносы, заметные издали.

Цветонос эремуруса крупным планом

Сборы были быстрыми. Собирать особо и нечего. Минувшая ночь оказалась настолько теплой, что даже легкие спальные мешки не понадобились. Хоть какая-то польза от летней жары.

В обратный путь

Оборачиваемся на рощу у родника Узюм-сув, на скалы. Мысленно говорим «до свидания» горной красоте, с толикой грусти, что не полезли выше. Строим планы придти сюда еще с тем, чтобы все-таки подняться.

Чем дальше отходишь, тем лучший обзор открывается на скалистую стену горы Душак. Пока небо задернуто легкой мглой облаков, торопимся. Скоро она развеется и солнце задаст нам жару.

А вот и солнце. Но мы почти добрались до тени и прохлады Чулинского ущелья в местечке Гекдере. И да, подсвеченный лучами цветущий гребенщик — это красиво. Хотя идти через него не очень. Высокая влажность. Лицо и руки окутывает душное марево.

Цель выполнена. До прохлады горной речки добрались быстро. Форсируем русло по знакомому бревну и можно отдохнуть в тени у воды.

Чулинка

Встретили друзей альпинистов. Они удивились, что мы ходили на Узюмсу, туда же самые ленивые ходят. Что еще там не бывали. И что дошли, не зная дороги. Предложили нам сбегать в Глубинное ущелье туда и обратно, чтобы вернуться к вечеру. С удовольствием соглашаемся, наконец-то залезем повыше, среди скал. Получим то, что не смог дать Узюмсу.

Олег Винокуров,

фото: Дмитрий Винокуров



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *