Как-то раз моей неугомонности крупно повезло, это когда я узнала, что в Балканабате есть альпинистский клуб, и стала его посещать. Альпинизм – вид спорта активный, это и повлекло за собой многочисленные поездки.
Были вылазки в горы (Большой Балхан) на выходные, поначалу все было непонятно, эти все палатки, узлы, веревки, снаряга. Ходить был ужасно тяжело, рюкзак этот постоянно на себе, идешь, то жарко, то холодно, пить хочется, ноги болят, кровь в голове стучит. Причем далеко мы не ходили, тогда это все было с непривычки.
В первый раз меня «торкнуло», наверное, месяца через три. Проходя мимо, увидели в горе «какую-то дырку» на возвышении от земли, и решили «пойти посмотреть, что там». Пошли мы с веревками и снарягой, учились устанавливать станции и работать с альпинисткими железками, было долго, сложно, а для меня даже травматично. Но-таки мы дошли.
Когда мы почти поднялись до пещеры («какая-то дырка» оказалась пещерой), и я обернулась посмотреть, откуда мы пришли, на меня свалилось такое ощущение прекрасного, которое оказалось сильнее, чем загнанное дыхание и физическая усталость. Это ощущение стоило того, чтобы пройти этот подъем, стоило потраченного времени и усилий, даже ушибленной руки, которая потом еще год болела. Это ощущение не было убито даже после спуска, на котором я тащила в рюкзаке веревку, она постоянно перевешивала меня назад, и я периодически плюхалась пятой точкой на мелкие и не мелкие камни, пыталась самортизировать падение, разбивая в хлам ладошки.
А потом мы поехали в Ашхабад. Там, оказывается, тоже есть свой альпклуб. И я пошла в первый раз в долгий поход на пять дней по горному массиву Душак. Людей, событий, дорог и впечатлений было столько, что я их еще месяц «переваривала». По ощущениям прошло как будто две недели.
Потому что: постоянная перемена местоположения = движение, а движение влечет за собой что? События. События – это впечатления. Положительные впечатления вызывают положительные эмоции, радость и… счастье!). Это все, конечно, было слегка адски, в тот поход я посворачивала ноги, ну и опять-таки, первый раз в жизни рюкзак с вещами и запасами на длительный период. Но эти трудности были вообще ничем по сравнению с удовольствием, которое я получила от похода.
Фактически мы начали восхождение с одной стороны горного массива, поднялись почти до вершины, и спустились с другой его стороны. Тогда я в первый раз побывала в местечке «Крокодил», далее мы поднялись до «3-го родника», прошли по плато Душака (я в шоке была, увидев, что в горах есть протяженные ровные места. Одно дело читать об этом в учебнике, видеть – совсем другое), спустились по КСС (контрольно-спасательный спуск), прошли дальше через родники Атсув и Бахчисув. Вернулась я счастливая как никто и как раз после этого занялась сочинительством статей о пережитом в своих похождениях.
Следующее событие – восхождение на высшую точку Туркменистана, пик Айрыбаба — 3139 м, в феврале. Почему в феврале? Потому что в этом время там творится наибольшая «жесть», хотя бы немного схожая с условиями высокогорья, о котором положено мечтать альпинсту.
Было холодно, снега – минимум по колено, ветер ночью продувал сквозь палатку и спальник, но на Айры было божественно красиво. Ниже уровня нашего базового лагеря сплошь было все в облаках, местами выглядывали их них верхушки гор, и я тыкала пальцем в ту сторону и говорила: «Если и есть где-то ворота в рай, то они там». А с другой стороны на нас смотрела заснеженная вершина, словно подчеркнутая снизу темными скальными ребрами.
Однажды мы ездили в Янгы-гала. Находится это место приблизительно в углу между заливом Гара-Богаз и казахской границей, на плато Устюрт, представляет собой красные, розовые в полосочку с белым, известняковые холмы. Выглядит как Марс. Для нашего глаза необычно, и красиво – жуть. Жарко тоже до жути, и родников нет.
Ходила на пещеру Дэвов (Душак). Пещера находится на высоте 2000 м, в скале широкий и высокий грот, из грота есть ход в пещеру, в высоту она, наверное, метров 15, в ширину около 15 м, длина около 30 м. В этой пещере прятались от набегов недругов люди, жившие много лет назад в местечке, расположенном ниже по склону, называемом «Древняя стоянка».
Внутри пещеры есть вода, она падает крупными каплями и мелкими струйками с потолка на натянутые под ними большие куски целлофана, по которым вода стекает в подставленную тару. Из большой пещеры есть лаз в нижний зал, он раза в три меньше, размеры определить сложно, потому как это скорее завал из крупных камней, под некоторые из которых тоже можно залезть, и там как бы малюсенькие залы. Из пещеры открывается вид на ущелье «Цирк», холмы и тропы внизу, потрясающей красоты закаты и рассветы, и «молочную» реку, заполняющую ущелье в облачную погоду.
Одну из поездок на Айрыбаба, опять в феврале, можно назвать «снежный трэш». Потому что мы с группой ашхабадских альпинистов пошли по маршруту через две вершины, по которому никто раньше не ходил. Называется «первопроход». Мало того, что идти непонятно куда и непонятно сколько, неясно что нас там впереди ждет, с неба временами сыпется, снег + ветер = пурга, иногда солнышко, иногда туман, везде снег, снег, снег, надо по нему идти, идти, идти, и так пять дней. А перед глазами все время эти две вершины,
Самое интересное, что в процессе хождения и выискивания маршрута все было в порядке, осознание трэша пришло только по возвращению в комфортные условия. «Никогда я больше в горы не пойду!», — сказала я себе, лежа в двух спальниках в палатке уже в базовом лагере. После сброса высоты ломило затылок, словно мне по нему треснули трубой широкого диаметра. Но утром, выспавшись, я решила: «Почему не пойду? Пойду еще!».
Часто происходят походы на 1-2 дня (в том числе и «сгонять» пешком по-быстрому куда-нибудь на высоту 2000-2500 м), выезды на соревнования по скалолазанию и скайраннигу, альпинистские сборы.
К чему я это много всего выше написала: я считаю, что жить надо активно, свою жизнь наполнять впечатлениями, составляющими счастье, а путешествия – это впечатления и счастье. Все будет, надо просто жить, ЖИТЬ, выдергивать себя из будней хотя бы раз в неделю (ну ладно, в две), и шевелиться. А то ведь вся жизнь так и пройдет, в протаптывании тропы Диван — Холодильник. Диван и холодильник, конечно, тоже полны положительных впечатлений, и несут с собой счастье, но это несравнимо с тем, что вы переживете, покинув свою «зону комфорта».
Итак, я желаю нам всем хорошей погоды, удобной обуви, сговорчивых таксистов, добрых билетерш в кассах ж/д вокзалов, а особенно – людей, «настроенных» с нами на одну волну.
И пусть все путешествия сбудутся!…
Дарья Чикаидзе
Это одна из самых воодушевляющих вещей, которые я читал
Умница! (Смайлик: КЛАСС!!!!)
Звучит очень воодушевляюще.
Но сразу возникает вопрос — можно ли начинать в 38 лет с лишним весом и офисной работой?
начать шевелиться и жить можно всегда. у меня тоже есть офисная работа, готовка, стирка, уборка, и я сама воспитываю сына. сейчас начинаю заново после бруцеллеза и с остатками ревматизма. треню воркаут 3 раза в неделю по 2-2.5 часа. пост пишу, лежа в растяжке на шпагат. при росте 170см вешу 50кг. и да, щаз мне 32
Даша еще и тексты классные пишет. Лучший автор на сайте, я думаю. Может, кто ждет и чаще, но каждый текст выстрадан, а это время
В горы начать никогда не поздно. Мы как-то на один день пошли в горы и одна пенсионерка (пенсионерка Карл!) целый час волокла бревно под 15 кг. Это у неё зарядка была такая… Так что Азат…
Привет. Очень интересные статьи у Дарьи. И очень МОТИВИРУЮЩИЕ!!! Меньше года назад открыл для себя горы. И теперь не могу без них. Джем новые рассказы. Так держать.